Биллинг для операторов связи, ориентированных на физических лиц
Конфигурация и выбор биллинговой системы во многом зависят от бизнес-модели оператора связи. В одной из предыдущих статей «Специфика работы биллинговой системы в бизнес-центрах» мы рассказывали про нюансы работы биллинга в сетях операторов, ориентированных на предоставление услуг связи в бизнес-центрах и ТРК, теперь остановимся на специфике предоставления услуг в сегменте физических лиц.
В первую очередь, отличие будет в условиях работы тарификатора. Частным клиентам не предоставляются индивидуальные тарифные планы (этот подход распространяется чаще всего на корпоративных клиентов). Но при том, что набор тарифных планов и пакетов услуг ограничен, достаточно разнообразными могут быть условия рекламных акций, применение различных скидок и бонусов.
Также биллинг должен предоставлять различные функции абонентам через их Личный кабинет, например:
Чем шире возможности личного кабинета (ЛК), тем меньше нагрузка на сервис оператора связи, что немаловажно при большой абонентской базе «физиков». Не стоит забывать, что хороший и функциональный ЛК делает пользование услугами для абонента комфортнее и прозрачнее. В личном кабинете абонент должен иметь возможность настраивать способы получения сообщений: через смс, e-mail, Telegram-боты и др.
Важной задачей для биллинговой системы, ориентированной на предоставление услуг физическим лицам, является умение автоматически отслеживать состояние личного счета (ЛС), исполнять операции по управлению доступом к услугам, в зависимости от состояния ЛС. Например, при нулевом балансе — приостановление услуг МГ/МН связи, при отрицательном балансе — снижение скорости доступа в интернет.
Обязательной составляющей будет подсистема оповещения абонентов, которая должна уметь обеспечивать информационную рассылку о маркетинговых акциях, состоянии личного счета, изменениях тарифов и услуг.
То, что абонент не может или не хочет делать через сайт оператора или ЛК, абонентский отдел должен быть способен отработать при живом общении по телефону, особенно на этапе подключения услуг:
Эти задачи тоже формируют определенные требования к биллингу. Для удобства и оперативного обслуживания клиента оператор должен в кратчайшие сроки получать доступ к информации о подписании договора, активации аккаунта, всей истории взаимодействия с заказчиком от первого запроса до становления клиентом.
Подводя итог по функциональности, хочется еще раз выделить, что биллинг должен обеспечить оператору связи:
При работе с данной бизнес-моделью необходимо учитывать не только функциональную возможность реализации всех задач, но и корректное внедрение биллинга. Если оператор связи переходит с одной биллинговой системы на другую, важно будет согласовать миграцию данных и ее формат. Нужно также предусмотреть большие объемы данных по миграции, неоднократные проверки на корректность, оперативное переключение и подключение модулей со старых решений на новые с оперативным откатом в случае проблем.
Необходимо обеспечить слаженную работу группы внедрения со стороны поставщика биллинга и специалистов со стороны оператора связи, потому что приостановление даже на короткий срок услуг абонентам может быть воспринято резко негативно и вызвать волну отказа от услуг.
В АСР Platex® учтены все требования и нюансы, необходимые для корректной работы биллинга у операторов связи, ориентированных на физических лиц. Для получения подробной информации вы можете заполнить форму Обратной связи на нашем сайте.