Стоимость биллинговой системы. Коробочный биллинг или решение под ключ: в чем разница?
Стоимость биллинга, цена лицензионного пакета, оплата услуг по внедрению и техподдержке — основные вопросы, которые возникают в момент выбора системы.
На первый взгляд, при похожих возможностях двух биллинговых систем можно обнаружить разницу в цене не просто существенную, а на порядок отличающуюся.
В чем тут дело? В эффективности бизнеса компании-разработчика (10 менеджеров на одного программиста)? В используемых технологиях (разработка на Oracle дороже, чем на MySQL)? В регионе, где находится разработчик (инфраструктура в Москве дороже, чем в других регионах России)?
В этих моментах, конечно, тоже. Но в сегодняшней статье речь пойдет не об эффективности бизнеса, используемых инструментальных средствах и региональных особенностях ценообразования.
Мы постараемся разобраться в том, из чего складывается структура цены биллингового решения, независимо от нюансов ценообразования конкретного производителя.
Для начала выделим два варианта поставки биллинга:
Коробочное решение — это программное обеспечение, простое в установке и настройке. Такое решение позволяет запустить биллинговый цикл самостоятельно, без помощи инженеров разработчика. Более того, у производителя такого биллинга специалисты по внедрению зачастую просто отсутствуют, поскольку система уже максимально упрощена и выведена в тираж. Если такая коробочная система не способна решить все задачи заказчика определенными настройками, производитель порой даже готов предоставить исходный код, возложив всю ответственность за результат на покупателя. Техническая поддержка таких решений, как правило, присутствует, но чаще всего консультативная: как, что, где можно настроить, какой раздел в документации прочитать, на что обратить внимание.
Плюсы коробочных решений:
Минусы коробочных решений:
Решения под ключ — это, как правило, системы высшего функционального уровня, гибкие, масштабируемые, способные подстроиться под любую бизнес-модель. Такие системы комплектуются модульно под конкретного заказчика. Хоть они и являются тиражируемыми, но каждый контракт индивидуален и учитывает специфику конкретного оператора. Возможны локализации и доработки. Ответственность за результат внедрения берет на себя поставщик решения: внедрение осуществляет группа специалистов производителя в плотном взаимодействии со специалистами заказчика. Сотрудники техподдержки тоже учитывают конкретную локализацию, поскольку знают все нюансы внедрения.
Преимущества и недостатки полноценных решений противоположны коробочным.
Как правило, коробочные решения применяются вкупе с собственными разработками оператора при наличии своего технического отдела и группы квалифицированных программистов.
Решения под ключ предпочитают компании, которые не хотят содержать достаточно дорогой департамент, иногда даже превышающий по численности штат компании-разработчика.
Разбираться, из чего формируется стоимость коробочного решения, не особо интересно. Поскольку покупка достаточно недорогая, можно приобрести и попробовать, и даже выбросить в корзину, если не понравится. Однако хотим предостеречь. Хоть финансовые потери и будут невелики, но если такими упражнениями заниматься из года в год, то проблемы с биллингом у оператора связи будут расти, как снежный ком. Да и конкурентным преимуществом в качестве основного ПО оператора такой биллинг не станет.
Стоимость биллинговой системы под ключ и из чего она формируется - гораздо более интересная тема. Ведь если в ней ориентироваться, можно и результат необходимый получить, и денег лишних не переплатить.
Эта тема следующей статьи будет полезна для тех, кто разобрался с первым шагом: какой биллинг покупать - коробочный или под ключ – и сделал выбор в пользу второго варианта.